Принятые 
поправки    в Правила дорожного движения еще не вступили в силу, а  уже  успели  вызвать бурю споров и непонимания. А самыми сложными  оказались  разделы  про «объезд препятствия» и «обгон по полосе  встречного  движения». Мы  попытались разобраться в изменениях с  экспертами.
Так можно ли объехать препятствие по встречке…
Без наказания - нет. Для водителей все остается по-прежнему, а в    новых поправках всего лишь прописали, что именно можно считать    препятствием (ранее этого определения не было). Согласно поправкам,    «Препятствие - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или    поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние    предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.  Не   является препятствием затор или транспортное средство,  остановившееся   на этой полосе движения в соответствии с требованиями  Правил».
То есть сломавшийся автомобиль, упавшее дерево, большая яма - это    препятствие. А вот автобус, остановившийся для высадки пассажиров,    автомобильная пробка и ждущий пассажира таксист препятствием не    считаются.
- С одной стороны, такая поправка на руку водителям - наконец-то    гаишники перестанут считать, что авария, перекрывшая всю трассу,    всего-навсего помеха, а не препятствие, и вымогать за ее объезд взятку, -    высказывается по поводу поправок президент Коллегии правовой защиты    автовладельцев Виктор Травин. - А с другой - яму какого размера можно    считать препятствием? А ремонт дороги к чему отнести? А что    подразумевается под «дефектом дороги»? В общем, доработок тут требуется    много.
Согласно действующему Кодексу об административных правонарушениях,    объезды по встречке наказываются всегда. Только иногда можно схлопотать    штраф, а иногда - лишиться прав.
- «В случае выезда на трамвайные пути встречного направления, а   равно  выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного  движения,   соединенного с <…> объездом препятствия», грозит штраф  в  размере  от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.15. ч. 3 КоАП).
То есть за объезд ямы, дерева или аварии заплатите штраф. При объезде    того, что в новых поправках под понятие «препятствие» не подпадают,    лишитесь прав.
- «Выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения,    за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (то    есть статья выше. - Авт.)» - лишение права управления транспортным    средством на срок от 4 до 6 месяцев (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).
Многие водители в подобных случаях пытаются объехать препятствие    справа. Если для этого есть свободная полоса, то сделать это возможно,    потому что в ПДД и КоАП нигде не сказано, что такой маневр запрещен    (запрещен только обгон справа, а вы в данном случае не обгоняете, а    объезжаете!).
А вот объезд справа по обочине карается штрафом в 500 рублей (ст.    12.15. ч. 1 КоАП).
Объезд по тротуару - 2000 рублей (ст. 12.15. ч. 2 КоАП).
Что же остается делать водителю, если справа нет свободной полосы, а в    остальных случаях грозит наказание? Руководство Департамента    обеспечения безопасности дорожного движения РФ высказывалось, что такое    нарушение можно свести к «крайней необходимости». Заведующая   питерской  адвокатской консультацией «Автоправо» Марина Виноградова не    подтвердила слова госавтоинспекторов и пояснила:
«Правила разрешают объехать препятствие только справа, если такой    возможности нет – остается стоять и ждать устранения препятствия или    сдавать назад (если это не запрещено) и искать варианты объезда участка    по другой дороге.
Если же вы все-таки поехали объезжать препятствие по встречной, и вас    поймал гаишник, грозя выписать огромный штраф, то вам необходимо    подробно сфотографировать препятствие и дорожную ситуацию со всех    сторон: где находился экипаж ДПС, как объезжали это препятствие другие    машины. Эти снимки нужно будет представить в суд. Рассмотрев их, суд,    если в результате объезда не было ДТП, и встречное движение было не    интенсивным, может вынести водителю устное замечание и прекратить дело в    силу малозначительности нарушения. Подчеркиваю, МОЖЕТ, ибо это его    право, а не обязанность. Ибо за объезд препятствия по встречной водителю    грозит штраф. Сведение к крайней необходимости в   подобных  случаях неправомерно, ибо крайняя необходимость подразумевает    предотвращение какой-либо опасности, и причиненный вред является менее    значительным, чем предотвращенный вред. В случае с объездом препятствия    этих признаков нет».
- А вы представляете себе такую ситуацию: едете пару километров по    узкой дороге и вдруг упираетесь в мертво стоящую фуру, которую без    штрафа уже никак не объехать, и никуда не деться - сзади уже другие    машины подпирают, - возмущается Сергей Канаев, лидер российской    Федерации автовладельцев. - По-моему, все эти поправки дают работу    коррупционным схемам.
…и обогнать тихоход через сплошную?
В одном из новых параграфов прописано: если висит знак «Обгон    запрещен», то «запрещается обгон всех транспортных средств, кроме    тихоходных ТС (Согласно «Основным положениям по допуску ТС к    эксплуатации», скорость у тихоходного средства не превышает 30 км/час, и    на нем устанавливается опознавательный знак в виде красного    треугольника), гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без    коляски» (см. схему ниже).
А если на дороге сплошная линия? Обгонять при этом нужно по правилам,    то есть не выезжая на встречную. Иначе лишение прав (срок 4 - 6    месяцев, (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).
При этом другая поправка дает точное определение обгону - это    «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с    выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для    встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую    полосу (сторону проезжей части)». Все остальное будет именоваться    опережением - «движением транспортного средства со скоростью, большей    скорости попутного транспортного средства».



Казалось бы, так понятнее: обошел по встречной - обгон, по  соседней   попутной полосе - опережение. Но вот тут-то начинается  путаница.
Если вернуться к тихоходным средствам (см. выше), то:
- при знаке «Обгон запрещен» тихоходные объезжать можно,
- а обгон не что иное, как езда по встречке.
- Тот, кто писал эти поправки, внес сумятицу в ПДД, которые и без    того читаются двояко, - говорит Виктор Травин. - И это будет на руку    гаишникам. Ну как, скажите на милость, доказать инспектору, что тихоход    ехал со скоростью 28 километров, а не 32 километра? И чего    придерживаться водителю: знака, который обгон разрешает, или КоАП,    который запрещает?
В ГИБДД столицы на наши расспросы ответили, что не готовы навскидку    все разъяснить, и предложили прислать официальный запрос.
И что остается делать водителям? Продолжать жить по старым Правилам.    До вступления в силу новых ПДД - еще полгода, и за это время наверняка    успеют «поправить поправки».
НА ЗАМЕТКУ
Что еще изменится в ПДД в ближайшее время
+ В городе всем придется ездить с включенным ближним светом или    включенными дневными ходовыми огнями, если они предусмотрены    конструкцией автомобиля.
+ Все дорожные знаки получат приоритет перед дорожной разметкой.
+ Движение по круговому перекрестку кардинально поменяется: теперь    преимущество будет за теми, кто едет по кольцу, а въезжающие на него    обязаны будут уступить, если стоит знак «Уступи дорогу».
+ Пропускать пешеходов нужно будет, не только когда они уже переходят    проезжую часть, но и когда только «вступили на нее для осуществления    перехода».
+ Инструкторам по вождению во время занятий, водителям и пассажирам    автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую    окраску (гаишникам в том числе), тоже придется пристегиваться ремнями.
Опубликовано: 20 мая 2010 года (Российская газета)
 Вступают  в силу: 21 ноября 2010 года
Авторы: Андрей ГРЕЧАННИК, Лада КОРНИЕНКО, Схемы  Дмитрия  ПОЛУХИНА.  
Источник: 
kp-avto.ru